Пример применения метода LEAN в компании General Motors
Западные менеджеры сразу обнаружили, что не все японские наработки удаётся повторить.
В начале 80-х успех Toyota приковывал внимание западных компаний на фоне кризиса в Америке. А японскому автомобилестроению нужен был выход на рынок США, чтобы преодолеть пошлины. Два центра промышленного мира стали нужны друг другу. Тогда в General Motors решились на эксперимент – создать совместное предприятие с Toyota.
Для эксперимента к жизни вернули закрытый два года назад завод в городе Фримонт. Даже лидер местного профсоюза вспоминал, что работники завода "считались худшей рабочей силой в автомобильной промышленности Соединенных Штатов”. Они приходили пьяными и пили у станков, прохлаждались в укромных углах цехов, прятали в двери автомобилей бутылки от кока-колы (чтобы они донимали покупателей, едва машина покинет автосалон). В GM ничего не смогли сделать с рабочими, и завод закрыли, когда он достиг одного из высочайших в США процентов брака.
Японские партнёры сразу решили внедрять на заводе известную, но мало понятную в США концепцию управления – Кайдзен. На работу снова взяли до 60% от бывших “проблемных” сотрудников, и для начала многих решили отвезти на собственные заводы в Японии, пропитать культурой Toyota. По возвращении во Фримонт из них создали команды, начали воспитывать сильных лидеров и внедрять принцип взаимопомощи.
Сначала менеджмент GM радовался изменениям. В цехах появилась атрибутика заводов Toyota, командные стенды, стандарты. Отношение изменилось, когда японцы взялись за главную проблему – запрет на остановку конвейера. Американские совладельцы ответили резко: «Конвейер должен работать, несмотря ни на что. За остановку конвейера мы всегда увольняли. Минута простоя стоит нам десятки тысяч долларов». Но и японцы были непреклонны. Они знали из практики: если дефект обнаружен, конвейер нужно остановить. И запускать только тогда, когда лидеры устранят коренную причину дефекта, чтобы он больше не повторился. Конвейер должен стоять и ждать, даже если проблему может решить только генеральный директор.
Любой воспитанный в системе Кайдзен управленец понимал, что со временем число простоев начнёт сокращаться, потому что причины дефектов будут устранять с корнем. Ведь никто не хочет, чтобы производство стояло. Таким образом, постепенно, за счёт основательного решения проблем достигается уровень производительности выше, чем у конкурентов.
Совладельцы из Toyota смогли настоять на своём и ввели правило, благодаря которому любой рабочий на участке может остановить конвейер и подать сигнал, какую бы малую проблему он ни обнаружил. Сначала завод простаивал по полдня, а менеджеры носились по производству, решая проблемы со стандартами, поставками материалов, несогласованностью между цехами, неудобством рабочих мест, разбросанными инструментами.
Рабочие впервые увидели, что их проблемы готовы решать и даже увлеклись разбором проблем, предлагали решения. Через полгода один из худших заводов General Motors стал лучшим, а показатель “количество дефектов на 100 автомобилей” – примером для всей Америки.
В поздних интервью менеджмент и рабочие, которые из пьяниц стали профессионалами, рассказывали, что хотели передать свой опыт другим заводам General Motors. Организованные команды ездили по предприятиям компании, разбирали процессы, обучали, пытались вовлечь местных сотрудников и управленцев в решение проблем. Но у них практически ничего не вышло. На многих заводах руководство не хотело слышать ни о каких улучшениях и легко отказывалось от помощи. Успех завода во Фримонте General Motors больше нигде не повторил.