А на вопрос "Наказывают ли в вашей компании за ошибки?" респонденты подавляющим большинством голосов ответили положительно (Вариант "Известны случаи" - 41% голосов, вариант "Постоянная практика" - 28%, в сумме – 69%). Это показывает, что в России модель Badass Менеджмента ещё популярна. Но все исследования демонстрируют, что она уже изжила себя. Ей на смену пришел участливый и моральный лидер. Одна из основных причин – эволюционная: те компании, которым посчастливилось оказаться под руководством лидеров – хороших людей – стали более жизнеспособными и побеждали в конкурентной борьбе. Джим Коллинз в книге «От хорошего к великому» даёт массу примеров, иллюстрирующих долгосрочную победу данной модели лидерства над краткосрочным и неустойчивым управлением, основанном на Badass Менеджменте.
Это работает просто: для лидера – «хорошего человека» – важно выстроить комфортный процесс. Ему небезразлично, как чувствуют себя люди. Сотрудничество, команда, ее комфорт и целостность – ключевые приоритеты. Если резюмировать, такой лидер больше сфокусирован на построении культуры, раскрывающей интерес и увлеченность сотрудников, на качестве процессов и, как результат, на отличном финансовом и рыночном результате.
Менеджмент, основанный на дрессировке, а не на воспитании из людей мастеров своего дела – это краткосрочный менеджмент. Людей обвиняют в ошибках, увольняют за ошибки, устанавливают зависимость между валовыми показателями и материальным вознаграждением, бюрократизируют процессы, злоупотребляют микроконтролем из-за недоверия и т.д.
В свою очередь доверие – одно из главных качеств поддерживающего лидерства. Это понятие в философии Кайдзен называется ещё скромным лидерством: вы не наказываете, а поддерживаете, признаёте, что ошибка человека – упущение системы, стратегическая недоработка. Такой подход требует действительно большой моральной силы. Так мыслить может только хороший человек. Такой подход и приносит прибыль.
Поэтому «хороший человек» для лидера – это профессия даже больше, чем «профессионал». Стать экспертом, много работая, можно, а вот человеком – сложнее.