Позвонить в KAIZEN Institute

Хороший человек – профессия

В российской культуре управления, к сожалению, укоренилось представление, что хороший лидер и хороший человек – разные вещи, подчас противоположные.
Классический лидер – это ориентированный на результат, целеустремленный человек, который готов пренебрегать принципами при разных обстоятельствах (это называют моральной гибкостью), который обладает серьезными амбициями, ориентирован на иерархию, субординацию и воспринимает людей в качестве средств для достижения результата. В английском языке есть замечательное слово «badass» (задиристый, крутой), которое удивительно точно характеризует такой стиль менеджмента.

Отсюда и укоренившиеся классические проявления менеджмента: грубость, цинизм, недоверие, легкость в увольнении людей, поощрение внутренней конкуренции (борьбы) и т.д.
Исследование Kaizen Institute Russia показывает, что человеческий фактор является самой популярной причиной ошибок (34%) в российских компаниях
А на вопрос "Наказывают ли в вашей компании за ошибки?" респонденты подавляющим большинством голосов ответили положительно (Вариант "Известны случаи" - 41% голосов, вариант "Постоянная практика" - 28%, в сумме – 69%). Это показывает, что в России модель Badass Менеджмента ещё популярна. Но все исследования демонстрируют, что она уже изжила себя. Ей на смену пришел участливый и моральный лидер. Одна из основных причин – эволюционная: те компании, которым посчастливилось оказаться под руководством лидеров – хороших людей – стали более жизнеспособными и побеждали в конкурентной борьбе. Джим Коллинз в книге «От хорошего к великому» даёт массу примеров, иллюстрирующих долгосрочную победу данной модели лидерства над краткосрочным и неустойчивым управлением, основанном на Badass Менеджменте.

Это работает просто: для лидера – «хорошего человека» – важно выстроить комфортный процесс. Ему небезразлично, как чувствуют себя люди. Сотрудничество, команда, ее комфорт и целостность – ключевые приоритеты. Если резюмировать, такой лидер больше сфокусирован на построении культуры, раскрывающей интерес и увлеченность сотрудников, на качестве процессов и, как результат, на отличном финансовом и рыночном результате.

Менеджмент, основанный на дрессировке, а не на воспитании из людей мастеров своего дела – это краткосрочный менеджмент. Людей обвиняют в ошибках, увольняют за ошибки, устанавливают зависимость между валовыми показателями и материальным вознаграждением, бюрократизируют процессы, злоупотребляют микроконтролем из-за недоверия и т.д.

В свою очередь доверие – одно из главных качеств поддерживающего лидерства. Это понятие в философии Кайдзен называется ещё скромным лидерством: вы не наказываете, а поддерживаете, признаёте, что ошибка человека – упущение системы, стратегическая недоработка. Такой подход требует действительно большой моральной силы. Так мыслить может только хороший человек. Такой подход и приносит прибыль.

Поэтому «хороший человек» для лидера – это профессия даже больше, чем «профессионал». Стать экспертом, много работая, можно, а вот человеком – сложнее.
Пример из жизни российского бизнеса
"Знай, где ты работаешь!" – так традиционно начиналась длинная речь руководителя одного небольшого завода на юге Сибири. Как эта речь традиционно продолжалась, лучше не знать даже знатокам русского мата. В "культуру" этого предприятия ещё входила и штрафная система, которая называлась "системой" лишь условно. На деле какой будет сумма штрафа, генеральный каждый раз решал сам.

Несмотря на относительно неплохую (в сравнении со средней по рынку) белую зарплату, отличные условия труда, хорошую оснащённость производства, текучесть кадров на этом заводе намного выше, чем на соседних, где стоят покрытые сажей советские станки. О "деспоте гендире" пишут бывшие сотрудники в 70% отзывов о работодателе. Люди не мотивированы, они не уважают себя и свой труд. Многие сотрудники говорили, что привыкли к стрессу – он как постоянный фон.

Незадолго до опубликования этого текста, мы узнали, что на описываемом заводе выявили коррупционную схему. Оказалось, около восьми лет подряд менеджер по закупкам приобретал материалы только у тех поставщиков, которые привозили ему деньги в конвертах. Ирония заключается в том, что директор, который расставил камеры по всему заводу и установил перед собой дюжину мониторов, штрафами поддерживал атмосферу страха и "контроля", весть административный корпус объединил в открытом пространстве большого офиса, чтобы видеть всех и вся, не увидел самого главного: менеджер по закупкам все эти годы сидел по правую руку от него. Стол за которым крали деньги его предприятия, стоял в трёх метрах от его собственного стола.

И этот случай далеко не последний из многих сотен тысяч печальных историй. Российские собственники из лучших побуждений своей подозрительностью и недоверием убеждают сотрудников, что их считают жуликами. А как себя будет вести человек, постоянно подозреваемый в обмане?

Вырваться из этого порочного круга компаниям помогают методики Kaizen Institute. Если конечно генеральный директор вашей компаний не совсем «badass».
04 НОЯБРЯ / 2021
Узнайте, как мы можем помочь Вашему бизнесу