Выступление Константина Войтикова из «Unilever» на Kaizen Club
Константин Войтиков, вице-президент по цепям поставок компании Unilever, поделился опытом внедрения постоянных улучшений в рамках Kaizen Club.
Системная работа по сокращению издержек
«Когда я спрашиваю менеджера о его участке, меня интересует не себестоимость продукции, а то, какие потери в денежном выражении он несёт. И если это понимание отсутствует, то процесс изменений может быть недостаточно глубоким», – рассказывает Константин Войтиков.
Одним из инструментов, которые позволяют упростить поиск потерь и посчитать, какой экономический эффект принесет их устранение, Константин называет грамотно выстроенный управленческий учёт. Именно этот метод был использован на одной из фабрик Unilever по производству кондитерского крема – дорогого и сложного в изготовлении продукта. Потери, связанные с промывкой и переоснасткой оборудования составляли треть от всех потерь предприятия. И, по словам Войтикова, без управленческого учёта не получилось бы обосновать необходимость выделения денег на устранение этих проблем.
Элегантное решение
Константин объясняет: «Клубок потерь возникал из-за многоэтажности фабрики. Каждый миксер был подключен только к одной линии, а на обслуживание и чистку уходило слишком много времени и средств. Как итог, никакой гибкости и низкая загрузка. После выявления этих потерь, мы поняли, что необходимо провести перепланировку – разместили миксеры на одном этаже и создали гибкую подачу продукта».
Инвестиции в этом кейсе потребовались только для перерасположения производственных мощностей, новое оборудование не закупалось. В результате изменений производительность на человека выросла на 22 млн. руб. в год, сократились запасы, освободились 1800 кв. м помещений под субаренду. Это позволило внедрить систему "Точно в срок", увеличить загрузку миксеров на 18 процентов и сократить количество оборудования на 4 единицы.
Нажмите, чтобы увеличить
"Правильно выстроенный операционный учёт позволяет быстрее находить места, которые можно и нужно улучшить в первую очередь" – Константин Войтиков
Стратегия небольших улучшений
Усовершенствования не означают вливание в бизнес новых инвестиций. Зачастую можно ограничиться уже имеющимися ресурсами. На Kaizen Club Константин Войтиков представил опыт таких изменений на фабрике по производству мороженого: «Мы создали карту активностей, по которой разбили все процессы и действия работников на те, что приносят ценность и на те, что генерируют потери. Команда менеджеров выходила на линии и на каждом рабочем участке собирала информацию по активностям сотрудников. Мы ужаснулись тому, что 18% наших потерь - пересчёт мороженого и ещё 14% – это ожидание».
После этого за небольшие для бизнеса деньги, 35 тыс. евро, инженеры разработали раздатчик стаканчиков для мороженого. Теперь на этой операции заняты не три человека, а всего один.
"Самое главное – это глубокое понимание потерь, понимание того, что можно улучшить" – Константин Войтиков, вице-президент по цепям поставок компании Unilever